ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ (ОмРО РСП). Опыт №3. 28.09.2017.

ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ при ОмРО РСП.

Опыт №3.

ПЕРВОЕ и ВТОРОЕ отделения.

 

 

   И вновь о ЛАБОРАТОРИИ, и вновь о творце и творчестве. Именно этому посвящен этот проект ОмРО РСП.

   Это один из самых информативных, горячих, насыщенных столкновениями разных мнений, отстаиванием своих взглядов на творчество вообще, и на поэзию, художественное слово в частности. Здесь нет место рифмоплётам, слагающим свои вирши из ритмического словосочетания. Здесь есть место людям смелым, желающим и дальше совершенствовать своё творчество, желающим воочию услышать истинное мнение своих собратьев по перу…

   Как уже установилось ранее, в ЛАБОРАТОРИИ два отделения, два разных по содержанию момента, один – учебно-познавательный (его ведёт  Наталья Тихоненко) другой творческий (ведущий Константин Милованов), где стихи одного АВТОРА становятся объектом исследования,  разбора, местом, где зачастую сталкиваются творческие видения сразу многих людей, занимающихся поэзией. Место, где шлифуется, оттачивается не только мастерство пера ИСПЫТУЕМОГО, но и стойкость характера, умение отстаивать свои идеи и мастерство восприятия другого мнения. Место, где кристаллизуется творческий посыл…

   А теперь подробнее:

 

 

1 ОТДЕЛЕНИЕ

 

 

  Первое отделение это продолжение цикла авторских лекций-бесед Натальи Тихоненко. Публикуем сокращенное содержание 3 части этого цикла:

 

 

 

                                    РИФМА И ЕЁ РАЗНОВИДНОСТИ

 

 

   Рифмой можно называть ПОВТОРЕНИЕ  более или менее сходных сочетаний звуков в окончании стихотворных строк  или внутри них.    В русском классическом стихосложении признаком рифмы является совпадение ударных гласных, но одного такого совпадения бывает недостаточно, хотя это сочетание допустимо отнести к неточным, т.н. бедным рифмам, когда совпадают один или два звука в сочетаемых словах. Чем больше гласных и согласных звуков сочетаются или совпадают, тем более точной и богатой получается рифма.

   Со школьной скамьи всем известны пары сочетающихся звуков:

 

Гласных   А-Я,  Э-Е,  У-Ю,  О-Ё,  Ы-И;

 

Согласных   твёрдых и мягких   Т-Ть, С-Сь, Р-Рь  и т.д.;

 

Согласных глухих и звонких   П-Б,  Т-Д,  К-Г,  Ш-Ж,  С-З  и Х-К.

 

   Хорошо отзываются и комбинации этих глухих-звонких  по две-три пары,  например:  П-Т-К  с  Б-Д-Г;    Ф-С-Ш  с  В-З-Ж   и т.п.

 

  По ритмическому звучанию рифмы подразделяются на следующие виды:

 

1)     Мужская рифма (окончание строки на ударный слог),

 

2)   Женская рифма  (окончание  строки на безударный слог, предшествующий – ударный),

 

3)   Дактилическая рифма (два безударных слога после ударного в конце стихотворной строки),

 

4)   Гипердактилическая рифма (три безударных слога после ударного в конце строки),

 

5)    Очень редко встречающаяся гипердактилическая рифма с четырьмя безударными слогами после ударного слога в конце строки.

 

Внутри стихотворений все эти виды рифм могут чередоваться между собой в различных комбинациях, например, мужская и женская, мужская и дактилическая, женская и дактилическая и т.д. Встречаются и стихотворения, в которых используется только какой-нибудь один вид рифмы – сплошь мужской или только женский.

 

                                       СИСТЕМЫ  РИФМОВКИ

 

Строки в четверостишиях могут связываться четырьмя различными способами рифмовки:

 

1)     Смежная – рифмуются  рядом стоящие строки попарно,

 

2)   Перекрёстная – рифмуются  строки 1-ая с 3-ей и 2-ая с 4-ой,

 

3)   Кольцевая – рифмуются строки 1-ая с 4-ой и 2-ая с 3-ей,

 

4)   Сквозная – рифмуются все строки с 1-ой по 4-ую.

 

Сплетённая  рифма – общее наименование более сложных  видов рифмовки в строфах, имеющих свыше четырёх строк.  Такая рифма представляет собой разнообразные комбинации четырёх ранее перечисленных   способов рифмовки.

 

   Полезно отметить, что не всегда следует строго придерживаться   канонических форм и шаблонов. В поэзии, как и в любом виде искусства, ценится новизна и оригинальность, однако  не мешает удостовериться,  что это новое не является следствием простого отсутствия знаний основ стихосложения. Разумеется также, что не стоит по возможности пользоваться банальными, избитыми рифмами вроде:  кровь-любовь, розы-слёзы-морозы и примитивными глагольными. Читать подобные стихотворения просто неинтересно.

 

   Рифмы различаются также по точности созвучий и способам их создания:

 

- богатые рифмы, в которых совпадает опорный гласный звук, например, упор на звук А:

 

     Любви, надежды, тихой славы

     Недолго нежил нас обман,

     Исчезли юные забавы,

     Как сон, как утренний туман.

 

- бедные рифмы, где частично совпадают один ударный гласный и заударные звуки;

 

- ассонансные рифмы, в которых совпадает только гласный ударный звук, но не совпадают согласные;

 

- диссонансные рифмы, где не совпадают ударные гласные, пример:

 

     Было

     Социализм –

     Восторженное слово!

     С флагом,

     С песней

     Становилась слева,

     И сама

     На головы

     Опускалась слава.            

 

- составная рифма, где рифмующаяся пара состоит из трёх или более слов, как во второй и четвертой строках Н. С. Гумилёва:

 

     Ты возьмёшь в объятья меня

     И тебя, тебя обниму я,

     Я люблю тебя, принц огня,

     Я хочу и жду поцелуя.

 

- усечённая рифма, в которой имеется лишний согласный звук или

 

звук Й (т.н. йотированная рифма) в одном из рифмующихся слов:

 

     Мчатся тучи, вьются тучи;

     Невидимкою  луна

     Освещает снег летучий;

     Мутно небо, ночь мутна…

 

   Существуют и другие реже используемые приёмы рифмовки, такие как  панторифма, когда рифмуются все слова в первой и последующей строке и эхо-рифма,   когда вторая строка состоит из одного слова или короткой фразы, зарифмованной с первой строкой.

 

 

* Продолжение следует.

 

 

 

 

ОТДЕЛЕНИЕ

 

 

   Очередным испытуемым нашей ЛАБОРАТОРИИ на этот раз был Николай Перегудин. Совсем немного о нем - Николай, как это обычно бывает у творческих людей, разноплановая личность, он поэт и художник  Покажу небольшую цитату взятую со страницы Николая на "Стихи.ру" –

    «Вначале было Слово…

Слово живёт с нами с самого первого дня нашего рождения и идёт вместе c нами по жизни до преклонной старости, и даже более того - оно не умирает в момент, когда мы заканчиваем свой земной путь: слово способно жить и далее, слово способно жить вечно.

Слово обладает огромной, необъяснимой силой. Оно может убить и воскресить из мёртвых, может испепелить душу дотла и наполнить тебя новыми силами, как священный сосуд. Слово окрыляет и открывает перед нашим взором необъятные дали.

Каждое слово имеет свой вес. Даже тогда, когда кажется, что оно не имеет ни какого смысла. Поверьте, смысл всё же есть. Но открывается он не каждому. Только посвященные могут оценить всю глубину и насыщенность, все нюансы и контрасты, весь спектр света и всепоглощающую тьму слова.

Вот и я, однажды попав во владения Слова, живу всецело в его власти. Даже уже не припомню, когда это случилось и что явилось причиной. И не знаю, благо это или гнёт. Одно можно сказать абсолютно уверенно: поэт - это не профессия и не должность, поэт - это образ жизни.»

 

   А  теперь собственно о том разборе "стихийных полетов" Николая в котором все присутствующие приняли активное участие. Так случилось, что я впервые присутствовала на такого рода мероприятии и Николай заранее предложил мне быть одним из его рецензентов, как правило их четыре человека.  Рецензент - это автор рецензии, то есть отзыва, прежде всего - критического. Но отзыв может быть просто оценкой, а для рецензии характерна аналитическая направленность, в ней подробно описывается личное отношение пишущего к произведению литературы, искусства, кинематографа, журналистики и т.д.

    Николай прислал четыре своих стихотворения мне на электронную почту и тут я поняла, во что я, с позволения сказать, вляпалась. Разбирать чужое творчество, искать в нем достоинства и недостатки, ошибки или оригинальные творческие находки оказалось очень трудной задачей. Мне предстояло понять смысл прочитанного, понять к какой из систем стихосложения это относится, пересчитать все слоги и прочее, прочее, прочее. Нужно сказать, что Николай пишет своеобразно. И точно так же своеобразно читает он свои произведения. У Николая свой почерк который просматривается и в стихосложении и в живописи. Так как я присутствовала впервые на таком разборе, то, совершенно умышленно, не стала говорить ничего первая, мне хотелось послушать мнение коллег. Николай прочел своё первое стихотворение и… Началась работа!..

   Наталья Тихоненко разложила услышанное нами "по полочкам", детально разобрала стиль, систему стихосложения, указала удачные и неудачные, по ее мнению, места. Николай, конечно, отстаивал свою точку зрения, свое видение. Каждый был по своему прав. Споры были жаркими, острыми, но по-товарищески добрыми.

 

Памяти С. А. Есенина

 

Сердцу поэта неведом покой,

     голос коряв и надрывен,

Прежних стихов не стихающий рой

     сентиментально наивен.

 

В будущих снах розовела весна

     где-то в персидском заливе,

Но, а душа библейским канонам верна,

     смерть побеждает в лире…

 

    Не менее острые споры, вызвало и второе стихотворение представленное на наш "товарищеский" суд. Мы снова разбирали сбои в ритмике, пытались определить в каком стиле написано стихотворение, найти в нем смысловую нагрузку, логику и причинно-следственную связь тех событий, которые в нем описаны. Споры снова были жаркими и местами переходящими в бурный смех.   

   Речевые обороты или, как правильно - фигуры речи, используемые Николаем неоднозначны и спорны. Но это авторская находка и она всегда имеет право быть защищенной формулой - "я так вижу". Хотелось бы, чтобы и читатель умел видеть в этих образах то же, что и сам автор произведения. Но все не могут писать и видеть одинаково. И это хорошо, это правильно. Конструктивные предложения Николай, обещал учесть, принять к сведению и подумать над ними и показать новый вариаант своих стихов с учотом тех замечаний которые были озвучены.

 

ДЕТСТВО

 

Милое, славное детство:

Дедушки Ленина на стенке портрет,

Девочка Леночка, что жила по соседству,

Тихое счастье в юных двенадцать лет.

 

Бабушка,строгая и всегда беспокойная,

Вяжет чего-то,а кошка катает клубок.

Шалость,когда-то мной от неё утаённая,

И на окне в гранёном стакане цветок…

 

   Третье стихотворение "Памяти всех футуристов". И вот тут то я поняла, в каком стиле пишет стихи Николай, он футурист, поэтический футурист. Наверное это несколько необычно звучит теперь в 2017 году, когда о футуристах мы можем только почитать в справочной литературе и как явление оно себя уже изжило. Но, как мне показалось тогда, именно это определение, как нельзя лучше подходит к стилю Николая. Но нет, и тут я оказалась не права, ведь что такое футуризм?

"Футуризм это разновидность поэтического авангардизма в литературе модернизма. Основную задачу нового искусства футуристы видели в отказе от всех традиций, в разрыве с идеологией и этическими взглядами, выраженными в творчестве всех литературных предшественников. Футуризм, как устремление к будущему, противопоставляется пассеизму в литературе, устремлению к прошедшему. Футуристы бросают за борт тяжелый груз прошлого. Поэзии тоскливого воспоминания они противопоставляют поэзию лихорадочного устремления к будущему. Отстаивая футуристическое понимание жизни, футуристы с ненавистью обрушиваются против символистов."

   И вроде бы это определение подходит к творчеству Николая, но давайте вспомним имена наших футуристов - Хлебников, Крученых, Асеев, Пастернак, Маяковский, Северянин и многие другие. Чтобы стать таким или подобным футуристом нужно очень долго и кропотливо работать и учиться.

 

ПАМЯТИ ВСЕХ ФУТУРИСТОВ

 

              Есть некая каста людей,

                которая рождена,чтобы

                умереть за других.

                          Э.Че Гевара.

 

Памяти всех футуристов

Я свой посвящаю стих,

   Всем тем,кто душой был неистов,

   Всем тем,кто молился на них.

 

Громадные урбанистические здания

им оды свои воспоют.

   Кровавой свободы знамя

   В мятежное небо взметнут…

 

    Кто душу на алтарь судьбы положит.

Чем закончилась эта встреча? Как всегда было трудно остановиться и разойтись по домам. Нужно отметить, что Николай проявил завидную выдержку и стойкость при обсуждении своих творений и хочется верить, что не принял замечания, как личное оскорбление или обиду. Ведь цель таких встреч именно в том, чтобы помочь, подсказать, посоветовать. А применить ли это все на практике в своем творчестве это уже личное дело каждого из нас. Такие встречи-разборы полезны всем и тому, чьи произведения мы разбираем, и тому кто их разбирает, и тому кто просто слушает и вникает в суть процесса. Ведь действительно умные люди учатся на чужих ошибках.

 

   Мы приглашаем всех на наши встречи, чтобы увидеть это все своими глазами, услышать ушами, подумать и принять активное участие в будущих обсуждениях. А они не за горами. Следующее в четвёртую субботу октября. Следите за анонсами ОмРО РСП.

 

Член РСП, член ОмРО РСП, руководитель историко-публицистического отдела ОмРО РСП, член творческого клуба «ВЕКТОР»:                                                                 Кузнецова Татьяна


Творческий сайт

Михаила Морозовского

существует на добровольные пожертвования

его посетителей (читателей).

Если Вам небезразлично

творчество АВТОРА,

ВЫ можете

 

ПОЖЕРТВОВАТЬ

НА ДАННЫЙ ПРОЕКТ

 

 любую доступную ВАМ

сумму…

Дата основания сайта

 24 октября, 2014 года.

КОНТАКТЫ

Телефон: 

сотовый: 8-962-032-5747

 

Адрес:

Ул. Сосновая 5/2

Лесничество,

Усть-Заостровка,

Омский р-он,

Омской области,

 Россия.

 

Вот здесь я и живу.

Добро пожаловать в гости...

 

страничка в 

МОЁМ МИРЕ

 

страничка в

ОДНОКЛАССНИКАХ

 

страничка

В КОНТАКТЕ

 

страничка на 

СТИХИ РУ

 

страничка на

ПРОЗА РУ

 

страничка на 

РАСФОКУС

 

страничка на

ЮТУБ (видео)

ОБНОВЛЕНИЯ НА САЙТЕ

Начата публикация 4 тома ЗАРИСОВОК, 7 глава… Добро пожаловать на премьеру!..

География посетителей сайта.

ЛОГОТИП АВТОРА