ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ. Опыт №2 (06). 28.02.2018. (Омск, библиотека им А.С. Пушкина)

              МУЗЕЙ МИНИАТЮРНОЙ КНИГИ Омск и омичи

 

   24 февраля на «Творческую лабораторию» заглянул А. Коненко, заглянул и пригласил всех членов ОмРО и Творческого клуба «ВЕКТОР» посетить «МУЗЕЙ МИНИАТЮРНОЙ КНИГИ». Решено было прервать творческую встречу и пройти в помещение Музея, что благо находится совсем рядом, здесь же, в библиотеке им. А С. Пушкина. Вот что из этого вышло:

 

   «В студенческие годы часто появляясь в столице, и реже в Питере, когда торжественно объявляла, что я из Омска, из города, где родился М.Врубель, отбывал ссылку Ф.М. Достоевский и правил адмирал Колчак – эти три имени была в моем сердце и памяти, питерские высоколобые студенты обычно сообщали, что у нас там такой музей ИЗО, что стоит все бросить и туда отправиться только ради этого. Часто они свои угрозы осуществляли, тогда они мне показывали наш музей, и то, что им нравилось там, из-за каких картин стоило к нам приехать, бросив все дела.

   Так вот сегодня кроме этого великолепного Музея Живописи, который они заставили меня полюбить так, как любят сами, у нас появился еще один уникальный для всей страны Музей миниатюрной книги. Это еще большее чудо, потому что организовать его было значительно сложнее, аналога ему нет нигде в стране, о чем и говорил вчера человек, которого знают во всей России и далеко за ее пределами – Анатолий Коненко, наш Сибирский Левша, всю сою жизнь посвятивший творению миниатюры.

   Лично я в первый раз увидела его по ТВ, на встрече с президентом, когда он показывал свое творение на срезе волоска человека. И это видели все в мире, кто-то и лично приобщился, заглянув в микроскоп, кто-то только узнал из новостей, что нет предела совершенству. У нас так часто бывает, что со своими знаменитыми земляками нас знакомят новостные передачи, а увидеть и услышать их тут, в Омске, далеко не всегда удается.

    И вот вчера члены Омского отделения РСП, которые встречались с Мастером не в первый раз, отправились в тот самый музей книжной миниатюры, расположенный в Библиотеке им. Пушкина.

И надо было видеть, с какой гордостью Мастер показывал все, что удалось собрать из изданного за эти годы по стране, и львиная доля произведений там принадлежит ему самому, сотворено и издано им.

В наше время, когда просто книги уже не так актуальны, как лет 20 назад и плавно переходят в разряд электронных, заниматься миниатюрой значительно сложнее, потому что эти издания очень красиво оформлены, у каждой книжки «лица не общее выражение», и она вбирает в себя все лучшее, что есть к книгопечатании. Над ней трудятся мастера так же, как над ювелирными изделиями, и она сама по себе становится драгоценностью, совсем как рукописные книги наших предков.

    Могу об этом судить не понаслышке, потому что аж в 1986 году такую книжку подарил мне любимый поэт Михаил Александрович Дудин, она называется «Стая». Оформлена она просто великолепно, изданная тиражом 7000 экземпляров к его юбилею, с золотым тиснением, с алой закладкой, с автографами поэта на многих страницах.

   И что самое удивительное, еще один вариант этой книжки я увидела на витрине в музее миниатюры, словно снова в 1986 году мы встретились с поэтом на берегу Невы и вместе листали это чудо чудесное. Тогда на ледяном ветру он прочитал все-таки мое любимое стихотворение:

 

У меня не смертельная рана!

Я ещё доползу до огня.

Улыбается мальчик с экрана,

Бесподобно играя меня.

Добреду, опираясь о стену,

До палатки с кровавым крестом.

Зал внимательно смотрит на сцену,

В жизнь мою на ходу холостом.

Жизнь моя мельтешит и мелькает

И у смерти висит на краю.

Удивляюсь, откуда он знает

Обнажённую душу мою.

 

   Такие вот воспоминания через тридцать лет нахлынули. И в этом музее у каждого они свои, потому что каждый найдет ту книгу, которая ему была дорога и любима, может не в миниатюрном издании, но все-таки.

   А как вдохновенно Анатолий Коненко говорит о планах, о том, что здесь еще появится, как будет расти и шиться его музей, какие новинки должны появиться в стеклянных витринах. И главное, конечно оцифровка всех книг, хранящихся в музее, чтобы каждый посетитель смог полистать их почитать, полюбоваться на экране своего компьютера, и на работу художников в первую очередь, ведь это действительно тот уровень книгоиздания, которым можно гордиться.

   Поделился Мастер и планами об издании книжки стихотворений об Омске, иллюстрации, к которой у него уже готовы, осталось только написать стихотворения, что он нам и предложил сделать…

И то, что он патриот славного нашего города, конечно, согревает наши сердца.

   Музей открыт, он живет своей жизнью, и теперь можно спокойно сказать всем знакомым о том, что только у нас есть такой музей, и он с теплом и радостью встречает своих посетителей. И жизнь его в культурном пространстве только начинается. Омичам действительно есть чем гордиться, и это вдохновляет.

 

                        Член творческого клуба «ВЕКТОР», Любовь Сушко.»

 

 

   Первое, что мы сделали, вернувшись на «Творческую лабораторию» - это обсудили предложение А. Коненко – принять участие в его новом проекте  создание миниатюрной книги со стихами об Омске и единогласно приняли это предложение. Теперь готовимся….

 

  

 

ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ 

по ОмРОВСКИ

Опыт №2(06)

 

"КАК ЗДОРОВО, ЧТО ВСЕ МЫ ЗДЕСЬ СЕГОДНЯ СОБРАЛИСЬ...

 

   В эту субботу я помолодела на четверть века, потому что с утра молодильное яблоко съела, то самое, которое делает вечно молодыми славянских богинь, а потом отправилась на творческую встречу. Да не просто встречу, а прямо в лабораторию, где анализировали творчество конкретного участника.

Подобных семинаров было очень много в университете, мы даже не все посещали, что-то выбирали для себя, от чего-то отказывались, были невероятно расточительны, а вот с той поры можно по пальцам пересчитать события подобного плана. Вот потому и было ощущение, что погрузилась в юность.

 Удивил уровень познаний участников обсуждения, их проницательность, проникновение к конкретный текст и любовь к слову.

 На мой взгляд – именно этот процесс в работе РСП просто необходим для любого из нас, потому что в творчестве мы привыкли оставаться наедине с собой. И даже обладая какими-то познаниями и опытом, вряд ли можем все заметить и увидеть те большие и маленькие недочеты в текстах, которые очень хорошо видны со стороны.

Конечно, человеку, который оказался на лобном месте, надо набраться мужества, терпения, защищая свое творение и свое видение мира. Не все бывает приятно услышать, критика вообще подобна горькому лекарству, которое скорее лечит, чем калечит, тем более такая вот критика людей близких по духу. И она очень много дает, не только тому, кого разбирают, но и всем участникам, потому что мы можем всмотреться, вслушаться в текст, понять его недостатки, наши ошибки и промахи. Но это к былым возлюбленным не стоит возвращаться, а к текстам, да еще заслуживающим внимания, возвращаться надо обязательно, и лучше всего не в одиночестве. У членов РСП есть такая счастливая возможность.

   Я очень удивилась, когда широко известный в узких кругах господин принял в штыки работу над текстами, которые печатаются у него с завидной поспешностью, словно за ним кто-то гонится, и он боится опоздать. Привела даже исторический пример о том, как Н.А.Некрасов прошелся по всем магазинам, скупил свой первый сборник стихотворений и бросил его в печку, да еще волновался и боялся, не осталось ли где-то хоть одного экземпляра. И это нормально, потому что порой бывает мучительно стыдно, за то, что напечатано. А как известно, что написано пером, то уже не вырубишь топором, точно, и никому из нас работа такая не помешает, какими бы гениальными мы сами себя не считали.

   Буквально накануне убеждала студентку в том критики бояться не надо, надо бояться того, что откажутся критиковать. Вот если все в один голос заявят: - Мне нечего сказать, мне ничего не нравится, а такое было недавно на «Турнире поэтов», вот тогда точно катастрофа, хотя и тогда есть шанс обсудить, поработать, что-то исправить, чего-то добиться. И даже это бывает значительно полезнее, чем растранжиренная беспомощность и пошлость, под каким бы громким именем она не оказалась опубликована.

   Золотых правил о том, как относиться к критике несколько:

- Критикуют не нас самих, а только то, что мы написали хорошо или плохо, а потом стоит все-таки немного отстраниться от текста, и сразу станет не так страшно и не так мучительно больно,

- Люди, которые этим занимаются, хотят, чтобы текст стал лучше, а не хуже, а они могут в этом помочь или хотя бы заставить задуматься.

- Нет предела совершенству, и то, что мне кажется просто замечательным, может быть еще лучше, значительно лучше, - тут могу утверждать на собственном опыте, так было всегда.. Тексты, которые живы до сих пор, прошли критику самую жесткую, порой убийственную, но выжили и остались. То, что не рассматривалось, не критиковалось, завяло, как цветы, которые мы забыли полить.

- Это только три-четыре текста, возможно не очень удачно подобранные, есть значительно лучше, а будут написаны другие, которые еще лучше прежних. Не всегда то, что очень нравится нам самим, находит такой же отклик в душах других людей.

Вот только с такой установкой и нужно отдаваться в руки критиков, которых вы знаете и которым доверяете, и все будет хорошо.

   Что можно сказать об этом первом семинаре по анализу текстов в РСП?

Очень понравились все, кто там присутствовал, люди просто открылись совсем с другой стороны – творческой, хотя о многом я подозревала, догадывалась, но не знала, что они так хорошо разбираются в стихосложении, зачастую не имея филологического образования, и того пятилетнего опыта учебы, который был у нас в свое время, что надо подчеркнуть. Им было значительно сложнее все освоить самостоятельно…

   Они с таким желанием, вниманием, заботой анализировали каждое из четырех стихотворений, и при этом творческий процесс обогащал всех неизменно.

   Ну и конечно потряс уникальный Дмитрий Гончаров, которые успел прочитать еще и лекцию на тему "Графические схемы и учебные пособия, помогающие в стихосложении"-

Но это надо слышать, и остается посочувствовать всем тем творческим людям, кто Дмитрия не слышал – это отдельная тема для разговора.

Во второй части он теорию подкрепил практическими находками и выкладками, доказывая всем нам, насколько это ему близко и понятно, и как графические схемы помогают понять и проанализировать конкретный текст.

   Но совместная работа всех участников лаборатории – это процесс, которому могут только позавидовать те, кто все еще не с нами. Им остается только присоединиться и окунуться в настоящее творчество, а не его иллюзию.

   Время пролетело незаметно, недовольных и обиженных не было, а не для этого ли все и творилось. Мне лично вспоминалась знаменитая Митяевская песня, которую не вспоминала давно «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались».

   Отдельное спасибо Асеме Абдрисовой – хрупкому маленькому воину на поле сражения за нашу поэзию, настоящую, яркую, неповторимую. Она была лучше всех, как и должно было быть…

Свободное плавание продолжается, и жизнь хороша, и жить хорошо.

 

 

                                 Член творческого клуба «ВЕКТОР»: Любовь Сушко


Творческий сайт

Михаила Морозовского

существует на добровольные пожертвования

его посетителей (читателей).

Если Вам небезразлично

творчество АВТОРА,

ВЫ можете

 

ПОЖЕРТВОВАТЬ

НА ДАННЫЙ ПРОЕКТ

 

 любую доступную ВАМ

сумму…

Дата основания сайта

 24 октября, 2014 года.

КОНТАКТЫ

Телефон: 

сотовый: 8-962-032-5747

 

Адрес:

Ул. Сосновая 5/2

Лесничество,

Усть-Заостровка,

Омский р-он,

Омской области,

 Россия.

 

Вот здесь я и живу.

Добро пожаловать в гости...

 

страничка в 

МОЁМ МИРЕ

 

страничка в

ОДНОКЛАССНИКАХ

 

страничка

В КОНТАКТЕ

 

страничка на 

СТИХИ РУ

 

страничка на

ПРОЗА РУ

 

страничка на 

РАСФОКУС

 

страничка на

ЮТУБ (видео)

ОБНОВЛЕНИЯ НА САЙТЕ

Начата публикация 4 тома ЗАРИСОВОК, 7 глава… Добро пожаловать на премьеру!..

География посетителей сайта.

ЛОГОТИП АВТОРА